Культура Туркмении

Туркменистан имеет богатое культурное наследие, создававшееся в течение тысячелетий. Об этом, в частности, свидетельствуют ведущиеся в течение многих лет раскопки Нисы (18 км от Ашхабада) – столицы древнего Парфянского государства, которое существовало на рубеже I тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Здесь сохранились остатки городских кварталов, храмов, дворцов. При раскопках Нисы были обнаружены изящные ритоны (кубки в виде рога) из слоновой кости, скульптуры из глины и камня, монеты, архивные записи на глиняных дощечках. Эти находки имеют мировое значение.

К северу от города Байрам-Али лежат руины другого древнего города – Мерва, являющегося одним из наиболее значительных историко-архитектурных памятников Туркменистана. Древнейшая его часть – это городище Эрк-Кала, которое датируется I тыс. до н.э. В середине I тыс. н.э. Мерв был столицей восточной части Сасанидской империи, а затем центром арабских наместников в Хорасане.

Своего расцвета город достиг в 12 в. в составе государства Сельджукидов и Хорезмшахов, о чем свидетельствуют остатки городища Султан-Кала с мавзолеем султана Санджара в центре. В то время Мерв был крупнейшим на Востоке центром по изготовлению художественной штампованной керамики. На севере Туркменистана, где находился древний Ургенч – столица Хорезма в 12–13 вв., сохранились такие памятники, как крепость Аккала («Белая крепость»), минарет, мавзолей Фахреддина Рази (вторая половина I2 в.), который представляет собой кирпичную кубовидную постройку с двенадцатигранным шатровым куполом.

Древняя культура Средней Азии, включая Туркменистан, основана на религиозных традициях зороастризма, буддизма, христианства и некоторых других культах и верованиях. Начиная с рубежа 7–8 вв., когда регион был завоеван арабами, господствующей религией становится ислам. Верующие туркмены, узбеки, таджики, казахи и некоторые другие этнические группы современного Туркменистана исповедуют преимущественно ислам суннитско-ханифитского толка. Тем не менее, небольшая часть местного населения, являющегося выходцами из Ирана, исповедует шиизм.

Большую роль в туркменском обществе на протяжении веков играл суфизм – мистическое направление мусульманского вероучения, для которого характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога. Суфизм (равно как и суннизм) оказал существенное влияние на культурное развитие Туркменистана, литературу, народное творчество и даже на политическую жизнь в стране.

До середины 1930-х культура Туркменистана строилась также на культурных традициях тюркской народности огузов, восходящих еще к доисламскому периоду и наиболее заметно проявившихся в музыке, эпосе и литературе. Культура страны основывалась и на собственно туркменских традициях, сложившихся, как отмечено выше, в конце 9 в. после принятия ислама Сельджукским государством.

Наиболее известным произведением доисламского периода является национальный эпос огузов Огуз-намэ (Книга огузов), принадлежащий культурному наследию не только туркмен, но и азербайджанцев, и турок. Он передавался устно из поколения в поколение и был записан только в середине 16 в. Известна также эпическая поэма Китаби Деде Коркуд, в которой нашли отражение доисламская племенная культура огузов и влияние ислама в 11–12 вв.

После принятия ислама тюркскими народами, в Центральной Азии получила распространение письменность на основе арабского алфавита. В то же время персидский язык, принятый в качестве государственного сельджукидами и почти всеми последующими династиями, считался языком науки и высокой культуры. Однако туркменская поэзия использовала чагатайский язык, также широко распространенный в Центральной Азии. Его фонетическая система была достаточно гибкой, чтобы передавать особенности тюркских языков.

При этом использовалась арабская графика, несколько видоизмененная для лучшей передачи тюркской фонетики; именно на чагатайском языке развивалась туркменская литература. На нем писал великий туркменский поэт и мыслитель 18 в. Махтумкули (1733–1780-е) и его последователи Сеитназар Сеиди (1775–1836) и Курбандурды Зелили (1780–1836). До Махтумкули туркменская поэзия была представлена в основном суфийскими философскими тракта
тами в стихотворной форме. Он и его последователи начали писать стихи о природе и политике, выходя при этом за узкие рамки условностей, свойственных персидской поэзии; при этом широко использовались мотивы туркменской народной поэзии и эпические традиции. Среди выдающихся поэтов того времени следует назвать также Нурмухамед-Гариб Андалиб, Магрупи (или Курбанали), Шабенде и Гаиби.

Начиная с середины 19 в. произведения туркменских поэтов приобретают политическую окраску; одновременно существенно ослабевает влияние исламского мистицизма, преимущественно суфизма, ранее господствовавшие в туркменской литературе. После присоединения Туркменистана к Российской империи в 1870–1890-х ведущее место в поэзии занимает социальная и политическая сатира. Поэты-сатирики, например Дурдыгылыч и Молламурт, были очень популярны в начале 20 в.

Советский период ознаменовался радикальными изменениями в общественной и культурной жизни. В 1928 арабский алфавит был заменен латинским, и туркмены оказались оторванными от своего литературного наследия. В 1940 латинский алфавит как основа письменности был заменен русским, и преемственность культурных традиций в Туркменистане вновь нарушилась. Однако на рубеже 20–21 вв. правительство страны приняло решение о переходе обратно на латинский алфавит.

Туркменская художественная проза и драматургия начали развиваться преимущественно в советское время. Написанные тогда романы и пьесы восхваляли подлинные и мнимые завоевания социализма, в т.ч. раскрепощение женщин, коллективизацию сельского хозяйства, искоренение феодальных и племенных пережитков, а позднее – победу советского народа во Второй мировой войне. Среди туркменских писателей советского периода наиболее известен поэт, романист и драматург Берды Кербабаев (1894–1974).

Особо следует сказать о том, что на протяжении тысячелетий было создано немало легенд об известных на весь мир ахалтекинских скакунах, которые, по преданию, произошли от небесных коней, и о которых уже в 5 в. до н.э. «отец истории» Геродот сообщал, что туранцы (предки туркмен), избрали их символом солнца. Даже сейчас запрещено вывозить ахалтекинских коней из Туркменистана без особого на то разрешения.

В 2003 в России зарегистрировано «Общество туркменской культуры», объединяющее проживающих в Москве представителей туркменской диаспоры. Главная его задача – способствовать развитию туркменской культуры, углублению дружбы и взаимопонимания между народами России и Туркменистана.

В сфере культуры не обошлось без жестких запретов и ограничений со стороны властей. После запрета оперы, балета, цирка, закрытия кинотеатров были закрыты в начале 2005 публичные библиотеки, поскольку, по мнению руководителей страны, «туда все равно никто не ходит и книг не читает». Подписка на иностранные издания была запрещена еще в 2002. В книжных магазинах в изобилии продаются лишь творения президента, в первую очередь «Рухнама».

Источник фото Источник фото 2 Источник фото 3
Источник информации
Точка на карте

Запись опубликована в рубрике Культура, Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.