Национальный музей Туркменистана

Общая площадь музея составляет около 15 тыс. квадратных метров, экспозиционная-свыше 5 тыс. квадратных метров. Здание построено таким образом, что экспозиционные залы, расположенные на первом и втором этажах, совершенно изолированы от научных отделов, хранилищ и производственных служб. Вестибюль, конференц-залы и холлы создают своего рода буферную зону вокруг экспозиционных залов, что существенно облегчает поддержание микроклимата, обеспечиваемого специальной системой подогрева, кондиционирования и вентиляции воздуха.

В фондах музея — десятки рукотворных памятников традиционного ремесленного творчества и народного искусства XVII — XIX веков. Ткачество, вышивка, керамика, ковроткачество, изделия ювелиров-зергеров — вот далеко не полный перечень предметов ремесла в коллекции музея. [more=далее]

Наиболее обширна коллекция образцов домашнего ткачества: ковры, ковровые изделия, национальная одежда, изготовленная из шелкового домотканого полотна <кетени>. Это самый распространенный вид традиционного народного творчества, которым по сей день занимаются девушки и женщины не только в крестьянских семьях, но и в городах. В прошлом ковры и ковровые изделия выполнялись из шерстяной и шелковой пряжи, окрашенной красителями растительного происхождения, что предопределяет неповторимый колорит изделий. Представленные в коллекции музея образцы национальной одежды туркмен отличаются выразительными орнаментально-композиционными решениями, имеющими множество вариантов, связанных с родоплеменными традициями, сложившимися в течение многовековой истории декоративно-прикладного искусства народа.

Особое место в Экспозиции <Древнего мира> занимают экспонаты, обнаруженные в Алтын-Депе, где проводил археологические раскопки известный всему миру археолог академик Вадим Михайлович Массон, который в настоящее время является председателем туркмено-российского Общества дружбы. Он и сегодня активно работает в Туркменистане, проводит крупные научные конференции, является советником президента страны.

Основу коллекции археологических материалов составляют находки, сделанные в середине двадцатого века. В последние годы это собрание значительно расширилось в результате раскопок на Гонур-депе, Тоголоке, в Нусае, выполненных археологами академии наук Туркменистана, зарубежными учеными-исследователями.
 (425x300, 129Kb)
Музей располагает значительной естественно-исторической коллекцией. Под постоянную экспозицию отведено свыше 5 тыс. квадратных метров. К разработке концепции экспозиции Национального музея были привлечены специалисты из различных отраслей науки и культуры.

Создатели экспозиции стремились представить на обозрение публики наиболее характерные образцы культуры народов Туркменистана и показать как предметы, являющиеся уникальными произведениями искусства и памятниками истории и культуры, так и те, которые свидетельствуют о различных аспектах общественной жизни общества в процессе его исторического развития.

Всего в экспозиции использовано более 2500 экспонатов. Вводная часть экспозиции посвящена истории создания независимого нейтрального Туркменистана. В атриуме представлены документы, закрепляющие статус независимости и нейтралитета Туркменистана, они выполнены на металлических пластинах на туркменском и английском языках. Здесь же размещены символы государственности: герб, флаг, гимн страны. Широко представлены рельефные карты, обстановочные сцены, диорамы, слайды. В разделе экспозиции, посвященном материальной культуре, создан аудиовизуальный и звуковой фон. Цель такого подхода состоит в том, чтобы заинтересовать посетителя, помочь людям связать прошлое и настоящее, сравнить увиденное с сегодняшней реальностью и собственным опытом.

Музей всеми доступными ему средствами стремится играть ведущую роль в утверждении возрождающегося культурного самосознания, сохранения культурного наследия, защите культурных ценностей страны, пользующихся большим спросом на международном рынке антиквариата.

Музей в своей работе ставит перед собой большую и трудную задачу — стать центром информации, а не просто хранилищем материальной культуры. Он ищет своих посетителей, привлекает их внимание, устанавливает контакт с ними, а затем, используя все методы музейной работы, стремится подд

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.