Куня-Ургенч

Здесь, на месте расположения древнего Ургенча — столицы средневекового государства Хорезм — уцелело несколько замечательных архитектурных памятников (минарет, мавзолеи), а также остатки отдельных строений (мастерские, лавки, жилые дома), крепостных стен и валов. Однако множество памятников все еще не раскопано и не обследовано — это разрушенные временем и войнами дворцы, мавзолеи, мечети, медресе, караван-сараи и т. д.

Древний Ургенч (известный и как Гурганч, Гургандж, Джурджания) существовал, очевидно, на протяжении более двух тысяч лет: со времен античности и до позднего средневековья, причем его наибольший расцвет пришелся на середину XIV в.

Первые достоверные упоминания в письменных источниках об этом поселении относятся к X в., — тогда Ургенч являлся столицей северного Хорезма и был крупным центром торговли и ремесел. В конце Х в., после присоединения южного Хорезма к северному, Ургенч стал столицей объединeнного государства Хорезмшахов. В 1221 г. город был взят и разрушен монголами, а с середины XIII в. он находился в составе Золотой Орды. В середине XIV в. Хорезм освобождается от власти Золотой Орды, и Ургенч снова становится его столицей. В 1388 г. город захватывается и разрушается Тимуром. И хотя через несколько лет после этого Ургенч был уже частично восстановлен, в дальнейшем город так и не достиг своего былого величия. В XVII в. Ургенч, пришедший в окончательный упадок, был покинут своими жителями, причем произошло это не только из-за разорений в ходе междоусобиц, но и по причине изменения природных условий (опустынивание местности).

В древнем Ургенче до наших дней сохранились: мавзолей Фахраддин-Рази (2-я половина XII в., кубовидный объeм с шатровым 12-гранным куполом на 12-гранном барабане, главный фасад украшен резной терракотой); мавзолей Текеша (конец XII — начало XIII вв., прямоугольный в плане, с шатрово-коническим куполом на «гофрированном » барабане); минарет Кутлуг-Тимура (между 1321 и 1336 гг., с конически сужающимся высоким стволом, украшенным поясами узорной кирпичной кладки и лентой надписи); ханака с мавзолеем Наджмеддина Кубра (1-я треть XIV в., трeхкупольное портальное сооружение; надгробия были покрыты многоцветными глазурованными плитками с богатым цветочно-растительным орнаментом и каллиграфической вязью); портал караван-сарая XIV в. с поливными многоцветными облицовками; мавзолей династии Суфи — т.н. Тюрабек-ханым (1360-е гг., сложный по композиции, с порталом и высоким тройным куполом на барабане с мозаичным плафоном).

Минарет Кутлуг-Тимура, считающийся самым высоким во всей Средней Азии, — это сооружение, чей подлинный возраст, да и само название, продолжают составлять предмет научных дискуссий.

Предполагается, что возведение его началось в XI в. при хорезмшахе Абу-л-Аббас Мамуне. По неизвестным причинам на длительный период строительство было прервано, и завершилось лишь в 1330-е гг. при наместнике Золотой Орды Кутлуг-Тимуре, именем которого и названа эта 62-метровая башня. Ее стройный, сильно сужающийся кверху круглый ствол (диаметр основания — около 12 метров, а на самом верху — около двух) расчленен узкими поясами вертикально поставленных кирпичей, которые создают особый архитектурный ритм, и широким поясом арабской надписи.

В прошлом минарет был увенчан деревянным фонарем, от которого сохранились балки, радиально выступающие из кладки. К нему ведет винтовая лестница в 145 ступеней, попасть на которую можно было только с крыши не существующей ныне мечети.

Мавзолей Тюрабек-ханым, датируемый серединой XIV в. и относимый к временам правления династии Суфи — другая «жемчужина» Хорезма. В нем выделяется высокий и светлый шестигранный зал площадью около 100 кв. м., стены которого обильно украшены цветной мозаикой. Над залом словно парит в воздухе перевернутая сфероидная чаша, на которую нанесено мозаичное панно тончайшей работы — интенсивный по цвету и сложный по геометрии орнамент из звезд и многогранников с цветочно-растительным рисунком.

Из этого зала можно спуститься в склеп, где покоится прах нескольких представителей династии. Над всем зданием когда-то возвышался синий глазурованный шатер, от которого сохранился небольшой, но очень выразительный фрагмент. Наружный купол мавзолея имел, судя по всему, форму, подобную соседнему мавзолею Текеша, т.е. в виде конуса.

Древний Ургенч — это яркая иллюстрация тех выдающихся достижений в архитектуре и ремеслах, которых достигла древняя цивилизация хорезмшахов. Влияние этой культуры проявилось в Иране и Афгани

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.